Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
   Руководство
   Режим работы
   Контактная информация
   Правила приема
   Особенности образовательного процесса
   Публичный отчет
   Общественный совет
Документы
Наша жизнь
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Особенности образовательного процесса


Предметно-развивающая среда

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает  безопасность их жизни, способствует  сохранению и укреплению здоровья детей. Развивающая  среда  в детском саду опирается  на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Особое значение отводится и организации проектной деятельности с дошкольниками. Метод проектной деятельности является интеграционной формой организации  различных видов детской деятельности, в ходе которых обеспечивается всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор  изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

 

Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
  • Достраивание определённых деталей интерьера детьми
  • Включение в интерьер крупных игрушек-символов
  • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
  1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

 

Создание и обновление предметно-развивающей среды

 

Направления развития

Помещения и их оснащения

Физическое развитие.

1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3.   Спортивная площадка. 4.  Прогулочные  площадки. 5.  Медицинский блок.

Речевое развитие.

1. Речевые уголки в каждой возрастной группе. 2. Книжные уголки (тематическая подборка детской художественной литературы; аудио техника с подбором аудиозаписей музыкальных и художественных произведений). 3. Логопедический кабинет (оборудованный для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми).

Социально –коммуникативное развитие.

1. Игровые уголки во всех возрастных группах (игровое оборудование, игры и игрушки подобраны в соответствии  с индивидуально –возрастными особенностями, требованиями к оформлению, СанПин). 2. Уголки дежурств. 3.  Уголки безопасности (со второй младшей группы).

Познавательное развитие

1.  Учебная зона в каждой группе 2.   Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3.   Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4.   Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5.   Уголки природы (во всех возрастных группах).

Художественно-эстетическое развитие

1.   Музыкальный зал. 2.   Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 3.   Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 4.   Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 5.   Уголки  творчества и ручного труда.

 

 

Содержание коррекционной работы

 

1. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва «Мозаика - Синтез» 2010г.

Цель программы – своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Приоритет физического развития детей достигается за счет использования здоровьесберегающих технологий и программы «Из детства в отрочество» Физическая культура в дошкольном детстве, Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова, Москва «Просвещение» 2005г.

Цель программы – обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья и развитие детей 4-7 лет в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: физкультурно – спортивное, социально – педагогическое.

 

2.При организации образовательного процесса нами  учтены принципы интеграции  образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 

Содержание коррекционной работы

В детском саду  коррекционно - развивающее сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе базовой Программы воспитания и обучения в детском саду,  под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и коррекционно – развивающих образовательных программ:

  • «Коррекция нарушений речи» (программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи), Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина;
  • Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, рекомендованной Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
  • «Методические рекомендации  коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н.В.Нищева.

 Одним из основных способов оптимизации обучения является комплексно – тематическое  планирование с конкретизацией задач образования и развития личности ребёнка. Комплексный подход к организации образовательно – воспитательного процесса обеспечивает максимальное устранение нарушений речи у дошкольников.

Для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми созданы условия:

  • Организована коррекционно – развивающая среда и жизненное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей с учётом возрастных и индивидуальных интересов и задач педагогического воздействия.
  • Работает логопедический кабинет,  кабинет педагога – психолога, оснащённые всем необходимым для коррекционо - педагогической целенаправленной работы с детьми.
  • 2 Группы    комбинированной направленности – 24 детей  с ограниченными возможностями здоровья (с диагнозами ОНР – II, III уровня);   

 

Коррекционно – развивающее сопровождение  детей обеспечивается учителем – логопедом Бородиной Оксаной Леонидовной, во взаимодействии со всеми  специалистами детского сада, направленное на интеграцию программных областей знаний во всех  вида детской деятельности.

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений, путём проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий. Задачи индивидуальных и групповых  занятий определяются структурой и степенью выраженности речевого нарушения детей.   

 Содержание, дидактическое оснащение и методический инструментарий занятий учителя - логопеда соответствует  структуре речевых нарушений у детей, их возрастным и индивидуально- типологическим особенностям. При организации занятий с детьми эффективно  использует  разнообразные методы и приёмы психотерапевтического воздействия, направленные на коррекцию развития речи детей,  компьютерные логопедические программы.

 

 

Структура содержания дошкольного образования

Образовательная область

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно –эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

 


 

 

 

      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области